О первой дискуссии в «Кремле-на-Сене»

        Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ

        О первой дискуссии  в «Кремле-на-Сене»

        Обзор Международной  научно-практической конференции «Интернационализация образования и науки: роль и возможности русского языка», состоявшейся  15 ноября 2016 г. во Франции, в  Париже, на набережной Бранли, 1 в Российском духовно-культурном центре  в рамках реализации мероприятий по направлению 5 целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.

        Организаторы  конференции  —   Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ресурсный центр по сотрудничеству в сфере образования и науки Россия–Франция, Российско-французский центр образования и консалтинга Института государственной службы и управления РАНХиГС.

        Конференция прошла при  содействии: Министерства образования и науки Российской Федерации; Посольства Франции в России; Посольства России во Франции; Представительства Россотрудничества во Франции;   Лиги образования Франции.

        Несколько лет назад мне довелось быть в Париже на православное Рождество и вполне естественным было желание и интерес прийти в этот день в самый известный на тот момент православный собор города —  Свято-Александро-Невский кафедральный собор, расположенный на улице Дарю и принадлежащий экзархату православных русских церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата. Собор, вопреки здравому смыслу и божественному предназначению, оказался закрыт. Поиски русской церкви привели к Храму Трех Святителей Московского патриархата, который располагался в скромном помещении переоборудованного гаража и впечатлял лишь своей скромностью и несоответствием той роли, которую Париж играет в мифах и легендах российской истории.

        Эта личная рождественская история обусловила мое повышенное внимание к процессу приобретения Россией земельного участка французской метеослужбы и последовавшего после победы в конкурсе за это право над Канадой и Саудовской Аравией строительства русского культурно-духовного центра. Определенным разочарованием стало отклонение проекта Мануэля Нуньес-Яновского, который впечатлял своей «русскостью», оригинальностью, но, по мнению тогдашнего мэра Парижа Бертрана Деланоэ, «не мог гармонично вписаться в облик района, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО». Думаю, не я один при этом сообщении недовольно пробурчал себе под нос недипломатическое желание посмотреть, рискнул бы Деланоэ признать негармоничным проект мечети, если бы в конкурсе победила Саудовская Аравия, но сути дела это бурчание не меняло. Пришлось ждать и надеяться, что один из ведущих архитекторов Франции Жан-Мишель Вильмотт сумеет совместить русский размах и французский стиль, в конце концов не зря же его привлекали к проекту Большой Москвы.

        И все-таки опасения французской стороны можно было понять: набережные Сены признаны частью всемирного наследия ЮНЕСКО, а расположенному по соседству с Эйфелевой башней Собору неизбежно было суждено стать одной из архитектурных доминант (будем откровенны, пять золотых куполов трудно не заметить). Уверен, Свято-Троицкий собор им пренепременно станет, отдадим должное архитектору, которому, заменив блестящее золото куполов матовым и выложив фасады бургундским камнем, удалось и эмоционально, и стилистически вписать великолепный комплекс в историческую архитектурную застройку, сделать это органично, ненавязчиво, деликатно, при этом не поступившись самобытностью и оригинальностью русского церковного зодчества.

        Вряд ли кому могут быть интересны мои переживания и оценки по данному архитектурному вопросу и вряд ли бы мне где бы то ни было довелось их публиковать, если бы не оказия — грант Министерства образования и науки на проведение в Париже в открытом в конце октября 2016 года Российском культурном и духовном центре первого крупного мероприятия – научной конференции, посвященной интернационализации образования и роли русского языка. Я и мои коллеги по Российской академии народного хозяйства и государственной службы (это прежде всего, сотрудники Российско-французского центра образования и консалтинга, Ресурсного центра по сотрудничеству в сфере образования и науки Россия–Франция, ряда ведущих институтов и факультетов Академии) получили возможность представить свое видение перспектив сотрудничества российских и французских университетов.

        Подобную возможность – провести конференцию в только что открытом центре – наша команда расценила и как большую честь, и как профессиональный вызов. Но эта эмоциональная составляющая сочеталась с рациональным пониманием исключительной политической важности присутствия в центре ведущей мировой столицы.

        Очевидно, русский духовно-культурный центр – далеко не пионер в осознании мощи, влияния культурного проникновения. Так, по соседству с нашим уже давно функционирует культурный центр Японии. Убежден, что предназначение культурного и духовного центра выходит далеко за рамки его позиционирования как религиозного центра, либо как площадки по продвижению русского языка. Это база для сотрудничества ученых, профессуры, студентов, структур гражданского общества, просто граждан России и Франции.

        Эту убежденность разделяют и те, кто в бочку православного русского меда добавил немного западного скепсиса:    «Москва … открыла еще одну «витрину Кремля в Париже», —  написала «Le Figaro» 18 ноября 2016 года[1];  «Кремль-на-Сене», «собор Святого Владимира» («Kremlin-sur-Seine» ou cathédrale «Saint-Vladimir»)  – переименовывает духовно-культурный православный центр «Libération» в статье от 4 декабря 2016 года[2].  Не обошлось и без ложки дегтя: ряд французских средств массовой информации выразили озабоченность расположением русского центра в непосредственной близости от Министерства иностранных дел Франции: агенты Лубянки, мол, смогут, не выходя за пределы комплекса,  следить за парнями с набережной Орсэ (так за глаза называют сотрудников французского МИД), ну, а расположение под куполами как минимум систем электронного слежения, а то и локаторов представлялось закономерным использованием их двойного предназначения. Кстати, во времена моей службы в войсках ПВО Советской Армии мы называли строения, под которыми располагались радиолокационные станции, именно «куполами»! Безусловно, духовно-культурный центр – это сила! Но это – мягкая сила!

        Выбор Академии в качестве организатора конференции представляется мне более чем обоснованным, именно РАНХиГС на протяжении многих лет выступает инициатором новых программ двойного дипломирования, развития студенческих контактов и профессорской мобильности. Если совместных российско-французских программ магистерской подготовки достаточно много, то программы бакалавриата РАНХиГС такие, как «Государственное и муниципальное управление», «Экономика: финансовый контроль и государственный аудит», реализуемые Институтом государственной службы и управления РАНХиГС, —  новый и весьма амбициозный продукт на российском образовательном рынке.

        Многолетние наработки российско-французского университетского сотрудничества обусловили выбор Минобрнауки по созданию на базе РАНХиГС Ресурсного центра по сотрудничеству в сфере образования и науки Россия–Франция. В 2016 году принято решение о создании Российско-французского университета, в состав которого вошли ведущие российские и французские университеты. С российской стороны, наряду с РАНХиГС, это Всероссийская академия внешней торговли, Российский университет дружбы народов, Московский инженерно-физический институт.

        В открытии конференции приняли участие: от Посольства России во Франции — А.И. Студенников, советник-посланник посольства России во Франции, К.Э. Быков, советник Посольства по науке и технологиям, который зачитал приветствие Министра образования РФ О.Ю. Васильевой к участникам международной конференции, а также от Лиги образования Франции – Ж-М. Руаран, который после приветствия, вместе с представителем Лиги образования, выступил с докладом «Современное образование в условиях цифровой революции».

        В докладе были названы проблемы, вызванные новой цифровой реальностью, варианты их разрешения во Франции, которая в настоящее время занимает второе место в мире по числу стартапов на своей территории. Все участники были приглашены на Европейский салон образования, который открывался на следующий день после конференции и посвящен в 2016 именно цифровым технологиям и их воздействию не только на образование, но и на социальное, экономическое и территориальное развитие.

        Выступление И.А. Шпынова, директора Российского центра науки и культуры в Париже и представителя Россотрудничества во Франции, посвящено теме «Потенциал российских образовательных технологий для укрепления международных позиций русского языка (на примере Франции)». В ходе доклада были обозначены проблемы, связанные со снижением интереса к русскому языку и те усилия, которые предпринимаются для привлечения французов к изучению русского языка, культуры, а также преломлению негативного имиджа России в европейских и французских СМИ.

        Вице-президент Университета Ниццы София Антиполис Ж-К. Мартен выступил с докладом на тему «Новые тенденции развития высшего образования и науки во Франции: пример Университета Лазурного берега». В выступлении с яркой презентацией речь шла об интересном опыте по созданию новой модели университета, который, как и 25 других в стране, в ходе реализации основных положений нового закона о высшем образовании во Франции, внедряет механизм взаимодействия науки, образования и территориального развития на территории Метрополии Лазурного берега.

        Руководитель центра российских и постсоветских исследований Университета Нантер Ля Дефанс, Париж-12 Ж-Р. Равио выступил с докладом «Российско-французское университетское сотрудничество в преподавании права и политических наук». Выступление было весьма проблемным, острым, суть его во-многом определялась тезисами: для расширения французско-российского сотрудничества в сфере образования и науки необходимо разрушать многочисленные барьеры. Среди них докладчик обозначил негативный имидж России, доминирующий в европейских и французских СМИ, недостаточность контрпропаганды с российской стороны, неразвитость инфраструктуры изучения русского языка за рубежом и т.п. Выступление вызвало многочисленные вопросы, ответы на которые продолжались 40 минут.

        Ж-Д. Авенель, декан факультета управления и международных отношений Университета Париж-Восток Кретей Валь дэ Марнь, в докладе «Русский язык как необходимый язык для дипломатической коммуникации в XXI веке» наглядно продемонстрировал на обширной статистической и фактологической базе ООН взлеты и падения интереса к русскому языку, а также безальтернативность его использования в переговорных процессах международного масштаба в ХХ и ХХ1 веке. Академичность изложения и глубина изучения вопроса вызвали уважение участников конференции.

        Проректор РАНХиГС С.П. Мясоедов осветил вопросы темы «Опыт российско-французского сотрудничества в области бизнес-образования: достижения, проблемы и новые возможности». Было сделано прекрасное представление масштабов и возможностей РАНиГС как крупнейшего вуза России, обозначены ключевые направления развития Академии в целом и бизнес-образования, в частности. Эмоциональное и насыщенное выступление вызвало активную реакцию зала – вопросы, предложения сотрудничества и т.п.

        Нарушив регламент и воспользовавшись правами модератора, первую часть пленарной сессии я завершал докладом «Россия в международном образовательном пространстве». В докладе были представлены основные тренды интернационализации высшего образования в мире, современные индикаторы расчета репутации вузов, география рейтингов ведущих мировых университетов, противоречия глобализации вузовского образования в мире. Продемонстрированы негативные тенденции образования в России, связанные как с количественными факторами – демографическими проблемами, сложной динамикой численности студентов в вузах, – так и с качественными факторами, зависящими от качества образования и сложностей позиционирования России в мировом образовательном пространстве (недостаточно развития инфраструктура, продвижения российских университетов на мировой рынок образовательных услуг и т.п.). В числе перспективных направлений привлечения иностранных студентов в Россию названа диверсификация инструментов государственной политики (развитие инфраструктуры приема и адаптации, отмена запретов на работу, развитие стипендиальных программ и т.п.).

        В продолжении пленарной дискуссии выступил ректор ВАВТ С.Г. Синельников-Мурылев с темой «Новые тенденции на рынке высшего образования. Вызовы для Франции и России». В ходе выступления были затронуты проблемы вызовов для высшего образования во Франции и России: демографические изменения, когда не треть, а две трети выпускников школ стремятся получить высшее образование, гетерогенность образования, изменения на рынке труда в сторону роста спроса на лиц с высшим образованием и т.п. Вместе с тем, по мнению автора, есть две противоположных концепции развития высшего образования: первая –  место университетов в ходе преобразований существенно не изменится, разнообразятся лишь образовательные технологии, когда широко применяются онлайн программы, сетевые формы и т.п.; вторая позиция – роль университетов существенно поменяется, сохранятся только топ-10 университетов, дистанционно обучающих студентов всего мира. Выступление вызвало массу вопросов, живую дискуссию.

        Весьма интересным было выступление Ж.-П. Гишара, профессора кафедры Жан Моне «Европа-Балканы-Россия», первопроходца и создателя сети французских, славянских и балканских университетов-партнеров, «Важность русского языка и культуры для становления «Большой Европы». Автор поставил ряд важных вопросов общеевропейского масштаба. Что есть общая Европа?.. Это проект, который позволил бы мобилизовать народы Евразии, желающие строить совместное будущее на основе общих корней, идущих из двойного греко-латинского и христианского наследия. Разнообразие европейских народов (одно из богатств Европы) является также и источником старинного расхождения между католико-протестантской Западной и православной религией Восточной Европой. Европа состоит, по мнению автора, из пяти зон – трех «римских» и двух «византийских». «Римская» часть характеризуется преобладанием германской группы языков и реформированной религией, «византийская часть» же состоит из стран Балкан (в том числе Румынии и Молдавии) и из трех «Россий»: России, Белоруссии и Украины. Начиная с 1994-го года профессор побывал во множестве мест постсоветского пространства: Одессе, Баку, Симферополе, Ялте, Иркутске Улан-Удэ, Якутске, Хабаровске, Бишкеке, Москве… Был также и в Балканских странах. Из личного опыта составил собственное мнение не только об общей картине жизни в этой части Европы, конечно, его интересовало положение в сфере образования. На его взгляд, ситуация крайне сложная: отсутствуют методические материалы, не развиты средства связи, университеты поразила коррупция, мало ведется исследовательской деятельности. Поэтому докладчик особо подчеркнул важность программ Темпус, Эразмус и необходимость развития мобильности, совместных программ, подготовки педагогических кадров для совместных российско-французских программ.

        Следующим был доклад А.Д. Радыгина, декана Экономического факультета РАНХиГС, «Экономическое высшее образование в России: проблемы и перспективы конкурентоспособности», посвященный эволюции развития, а также проблемным вопросам качества высшего образования по экономическим специальностям в России. По мнению автора, качественное экономическое образование в России могут предоставить лишь 20 вузов, специализирующихся в этой области, а насчитывается их несколько десятков. В выступлении были обозначены основные перспективные направления по наращиванию конкурентоспособности российского экономического образования на международном образовательном рынке.

        Выступление П. Бордо, доцента Университета Париж-Восток Кретей, на тему «Вклад прикладных исследований в подготовку кадров для управления территориальными проектами в университетах на примере долгосрочного сотрудничества с Россией» заострило внимание слушателей на актуальности связи образования и научных исследований для развития территорий на примере реализации проектов Большого Парижа и участия студентов и преподавателей в территориальных проектах развития.

        К.Э. Быков, советник Посольства России во Франции по науке и технологиям Посольства России во Франции раскрыл тему «Научно-техническая кооперация России и Франции: новые возможности для университетов», где на обширном статистическом и фактологическом  материале поднимались вопросы совместных российско-французских научных публикаций, участия в конкурсах и государственных научных программах, поддерживаемых в двух странах, создания 160 научных лабораторий по перспективным направлениям научных исследований, проектах мега-грантов, реализуемых совместно в ряде регионов России, о софинансировании научных исследований и разработок, а также участии ведущих российских университетов в реализации программ «5 в ТОП 100», «15 в ТОП 200» и их участии в международных научно-исследовательских проектах.

        Доклад В.В. Идрисовой, проректора ВАВТ, продолжил тему международного научного сотрудничества, акцентируя внимание на важности и перспективности данного направления.

        Выступление Е.В. Пономаренко, директора Ресурсного центра РАНХиГС и исполнительного директора конференции, было посвящено теме «Новая модель университетов: опыт России и Франции». Основное содержание было направлено на обоснование развития инновационных форм в высшем образовании, наиболее востребованных мировым рынком образовательных услуг в условиях цифровой революции и обострения международной конкуренции на рынке образования. Речь шла о наращивании СОП (совместных образовательных программ), которых у России больше всего именно с французскими университетами, об опыте сетевых университетов в Европе с участием Франции и сетевых университетов с участием России (университеты СНГ, ШОС, БРИКС, а также вновь созданном российско-французском университете). Особое внимание в выступлении было уделено анализу новой модели университетов в мире, который основан на совместных исследованиях Университета Лазурного берега и РАНХиГС.

        Профессор Н. Неновски из Университета Пикардии им. Жюля Верна в городе Амьене выступил с темой «Интернационализация образования: новые перспективы». В докладе были обозначены болевые точки российско-французского сотрудничества в высшем образовании и науке, а также проблемы слабой инфраструктуры изучения русского языка в Европе.

        По итогам напряженного дня на основе выступлений и дискуссии были обсуждены и приняты рекомендации Международной научно-практической конференции, изложенные Ш.В. Тагировой, представителем Международного департамента Министерства образования и науки России.

        Завершением крайне напряженного, но весьма интересного дня и второго пленарного заседания стало выступление ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина М.Н. Русецкой «Открытое образование: новые возможности для изучения и преподавания русского языка». Спикер рассказала о новых возможностях изучения и совершенствования знаний русского языка для всех граждан, проживающих за рубежом, в частности, на основе интернет-порталов, открытых вузом.

        В прениях, многочисленных вопросах и дискуссиях выступили французские и российские участники, с российской стороны — О.Н. Астафьева, директор НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС; С.С. Игнатьева, ректор Арктического государственного института культуры и искусств; С.В. Крылова, Российский новый университет (РосНОУ); М.А. Ефимец,  Дипломатическая академия МИД РФ; О.В. Зайцев, заведующий отделением «Высшая школа правоведения» ИГСУ РАНХиГС; В.В. Комлева, декан факультета международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС; И.Н. Школяр из ВАВТ; О.В. Шлыкова, замдиректора НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС.

        Подводя итоги конференции, участники признавали, что российская система образования наряду с многими другими нашими достижениями – историей страны, умением народа справляться с, казалось бы, непреодолимыми трудностями, его терпением и стремлением к развитию, классической литературой, музыкой, космосом, балетом, красотой русских женщин – была и остается  основанием для национальной гордости. Качество российского образования – одна из самых острых тем в общественном дискурсе. Общество не готово поступаться достижениями прошлых лет, оно стойко сопротивляется стандартизации. В России очень ценят образование, кругозор, профессионализм, то, что в последние годы принято называть качеством человеческого капитала. Обратите внимание, противники Болонского процесса опасаются не усложнения образования, основные свои претензии они выдвигают к неизбежному, с их точки зрения, упрощению.

        Одним из выводов дискуссии было понимание, что глобализация образования оказалась невозможной. Это ни хорошо, ни плохо. При всем понимании глобальности экономических и политических процессов образование продолжает оставаться национальным. Конечно, математика, химия и физика универсальны, но гуманитарные, общественные науки, даже экономика и право не могут быть поняты и осознаны в отрыве от национальной системы образования. При этом очевидно, что национальные системы образования должны давать возможность студентам изучать другие языки, познавать мир, общаться. Для этого университеты и продумывают свои программы интернационализации. Участники конференции сошлись во мнении, что вместо глобализации в образовании нужна интернационализация образования.

        Так что России есть, что предложить миру науки и образования, отечественные научные школы имеют значительный авторитет в мире. Российская образовательная модель подразумевает и фундаментальные знания, и исследовательскую практику. А в содружестве с европейскими партнерами мы добиваемся синтеза российского и западного подходов, что, как любая синергия, дает более качественный, объемный результат. Сложные задачи, неожиданные результаты, широкие перспективы – это то, чем, на мой взгляд, живет студенчество не только в России. Именно об этом и шла речь на конференции «Интернационализация образования и науки, роль и возможности русского языка», мы с французскими коллегами прорабатывали дальнейшие возможности многолетнего сотрудничества.

        В завершении хотелось бы поблагодарить тех коллег, кто участвовал в организации  конференции, кто вложил в нее свои волнение и переживания, а получил чувство сопричастности к доброму, хорошему делу и удовольствие от результата: сотрудников Посольства России во Франции Кирилла Эдуардовича Быкова и Владимира Львовича Короткова, со стороны  РАНХиГС и Ресурсного центра –  Елену Васильевну Пономаренко, Александра Яковлевича Быстрякова,  Ольгу Николаевну Астафьеву,  Елену Андреевну Свинаренко, Ани Ашотовну Оганесян, Ирину Николаевну Школяр (ВАВТ), студентов ИГСУ РАНХиГС — Светлану Огай, Степана Андреева, Ярослава Скрипниченко.

        И уж совсем в завершении, вопреки тональности газеты «Le Figaro» я не вижу негативного подтекста в характеристике «Кремль-на-Сене», ведь Кремль в российской традиции не только и не столько сосредоточие административной власти, но и духовно-культурный центр. А то, что в русском языке название парижской реки имеет в качестве омонима обозначение высохшей скошенной травы, так это уж не изменить. Так что называйте «nasdrovia!» – именно этим странным словом завершается статья в «Le Figaro» 18 ноября[3].

        [1] http://www.lefigaro.fr/culture/2016/11/18/03004-20161118ARTFIG00023-visite-de-l-institut-pouchkine-a-paris-ciment-de-la-reconciliation-franco-russe.php

        [2] http://www.liberation.fr/planete/2016/12/04/moscou-en-odeur-de-saintete-dans-sa-cathedrale-parisienne_1532891

        [3] http://www.lefigaro.fr/culture/2016/11/18/03004-20161118ARTFIG00023-visite-de-l-institut-pouchkine-a-paris-ciment-de-la-reconciliation-franco-russe.php

        Posted in: