Гайдаровский форум 2018. Трианонский диалог: диалог гражданского общества через сотрудничество университетов

В ходе второго дня работы Гайдаровского форума Институт государственной службы и управления представил дискуссию «Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования». Участниками разговора об университетском взаимодействии стали Валентина Переверзева, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Оливье Гийом, советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России, Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС, Игорь Ганьшин, директор международного департамента министерства образования и науки Российской Федерации, Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России,  Андрей Байков, проректор МГИМО, Олег Курбатов, доцент Университета Париж-13, заместитель председателя Международной ассоциации университетских профессоров и доцентов (IAUPL) при ЮНЕСКО, Владислав Гриб, председатель Российского профессорского собрания, Ирина Дежина, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий и другие.

Модерировали встречу проректор РАНХиГС, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев и президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик.

В своем вступительном слове Сергей Синельников-Мурылев напомнил, что Президентская академия, Всероссийская академия внешней торговли, МИФИ и РУДН два года назад в ходе заседания российско-французской Комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств подписали соглашение с рядом французских организаций, среди которых Университет Ниццы и бизнес-школы SKEMA и NEOMA. «За прошедшее с того момента время мы имеем уже сотни студентов, которые учатся по совместным программам. И сегодня здесь, на Форуме были подписаны еще два соглашения о магистерских программах двух дипломов», — отметил он и выразил надежду на успешное развитие сетевого Российско-французского университета. Кроме того, ректор ВАВТ подчеркнул, что встреча проходит в рамках Трианонского диалога гражданских обществ России и Франции, который, возникнув по инициативе президентов двух стран, становится действующей площадкой для обсуждения важных тем развития.

Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Валентина Переверзева, приветствуя участников заседания, отметила роль университетов в налаживании межгосударственных и общественных отношений: «Весьма символично, что наша экспертная дискуссия играет значительную роль в рамках Гайдаровского форума. Международное сотрудничество и образование признаются ключевыми целями и ценностями современного мира». Россия рассматривает интернационализацию как значимый элемент повышения качества образования и интеграции науки, а выбор Президентской академии площадкой для дискуссии по этим вопросам Валентина Переверзаева считает неслучайным: «Именно здесь реализуются десятки программ с французскими университетами для бакалавров, магистров, аспирантов, разрабатываются новые совместные программы по вопросам становления цифрового государства и цифровой экономики. Локомотивом этого процесса стал Российско-французский центр образования и консалтинга ИГСУ – специализированное подразделение Института, обеспечивающее взаимодействие с французскими университетами и научными центрами». Накопленный опыт послужил основанием для выбора Академии в качестве ключевого участника Российско-французского университета, совместно с МГИМО Академия становится базовой площадкой диалога гражданских обществ Франции и России.

Франция – важный партнер России в сотрудничестве в сфере образования. Наибольшее количество совместных программ зафиксировано между российскими и французскими вузами, свыше 5 000 россиян обучается во Франции и свыше 1 000 французов — в России. Заключено около 400 межвузовских соглашений, больше, чем с другими странами Европы; реализуется около 200 совместных образовательных программ, выпускники которых имеют возможность получения двух дипломов – российского и французского. Это значительно укрепляет студенческие, молодежные, профессиональные связи, что делает реальным содружество граждан в рамках Трианонского диалога. Подписание соглашения о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней замминистра назвала «прорывным», отметив, что оно стало первым подобным соглашением со странами Евросоюза. Валентина Переверзева выразила уверенность, что ведущим экспертам, приглашенным к дискуссии, удастся провести содержательный разговор о новых сетевых форматах взаимодействия, роли университетов в налаживании диалога гражданского общества, развитии академических свобод.

Советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России Оливье Гийом отметил разнообразный характер сотрудничества в области образования, что значительно расширяет взаимные возможности обмена опытом и открывает, по мнению французской стороны, прекрасные перспективы. Однако есть и определенные вызовы, среди которых дипломат выделил три. Прежде всего следует обратить внимание на то, что студентов становится больше. Так, во Франции их количество растет на 4% ежегодно. Значит, нужно внимательно отбирать лучших. Каждый год в страну приезжает 350 тысяч иностранных студентов. Не всем удается легко адаптироваться, у многих вызывает трудности язык. И, наконец, необходимость сопряжения учебы и исследовательской работы, потому что, по мнению г-на Гийома, одно невозможно без другого. Эти области в наших странах традиционно были разделены, сегодня стоит задача их объединить. В заключение своей речи Оливье Гийом выступил с предложением: «Вчера на секции в рамках Трианонского диалога говорили о городе будущего, сегодня наша встреча посвящена образованию в развитии гражданского диалога. Хочу предложить в 2019 году темой нашей дискуссии сделать разговор об университете будущего».

Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России, поделился своими впечатлениями, основанными на собственном опыте работы. Россия и Франция переживают изменения в своих системах образования. Это касается в том числе интернационализации, которой затронуты обе страны. Причем, интернационализация отвечает самому смыслу слова «университет» — универсальный, предоставляющий широкие возможности. Сегодня сотрудничество университетов становится не просто индивидуальной инициативой отдельных профессоров, а государственной политикой. Мобильность студентов и преподавателей разрушает барьеры и стирает границы, демонстрируя очевидные преимущества. Однако встает практический вопрос о языке обучения. На каком языке учить иностранных студентов? На языке страны, в которую они приехали? Или на универсальном английском? Кроме того, нам необходимо продумать совместимость, эквивалентность образовательных курсов, специфику преподавания иностранцам. То есть мобильность продолжает изменять наши университеты. Университет – это та точка, где перед обществом встают новые вызовы. Изменения и сотрудничество не должны быть инмпровизированными: «Должна существовать политика сотрудничества, продуманная и долгосрочная», — настаивает г-н Коши.

В своем выступлении сомодератор секции, президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик поднял тему развития территорий, в состав которых входят университеты. Российско-французский университет, сказал он, — это консорциум вузов, рабочий инструмент, у которого два аспекта деятельности: международный и территориальный. В результате проделанной большой работы проект РФУ сегодня уже реализуется, и его деятельность можно считать важной составляющей Трианонского диалога, которая позволит усилить сотрудничество между нашими странами. Сегодня наступила эпоха быстрых изменений, надо научиться меняться вместе с ней. Во Франции сейчас продолжается слияние университетов, создание кластеров. Крупным организациям становится проще осуществлять международное сотрудничество. Эмануэль Трик предложил подумать о том, как отразится международное сотрудничество на территориях, где университеты расположены? Научно-исследовательская деятельность должна быть прочно связана с региональным развитием, ученый считает университеты одним из действенных механизмов улучшения ситуации в регионах. Университеты координируют три основных составляющих развития: территориальные, академические и социально-экономические. Значимыми могут стать их исследования в области урбанизации, изменения климата. В Университете Ниццы, который представляет г-н Трик, работают в традиционных для Франции областях – парфюмерии и туризме. Кроме того, ведут исследования в нескольких направлениях в цифровой сфере. Сотрудничество с российскими коллегами здесь считают приоритетным.

 

Подробнее на сайте Института государственной службы и управления РАНХиГС. 

Posted in: